Российская ассоциация международного права

Г.В. Петрова

Петрова Галина Владиславовна
Руководитель Центра международно-правового и законодательного  регулирования финансовых рынков
ФГБУ НИФИ Минфина России 
доктор юридических наук, профессор                         
Адрес:  Москва, Настасьинский  переулок , д.3 строение  2 +7 985 646 32 40 

Международно-правовые нормы о торговле финансовыми услугами в праве ВТО и их имплементация в российское право
(краткое содержание доклада 25.04.2013 ИЗиСП)
  Финансовые услуги не выделены в самостоятельную, обособленную группу услуг Генерального соглашения  по торговле услугами (ГАТС) в рамках Всемирной Торговой Организации (ВТО): они являются интегрированной частью группы «Банковские и другие финансовые услуги (исключая страхование)», которая в свою очередь относится к более крупной категории – разделу «Финансовые услуги».   В рамках ГАТС имеются специфические права и обязательства по доступу на рынок  финансовых услуг. Если член ВТО не воспользовался предоставленным ему правом на изъятия, считается, что  он отказался от ограничения числа поставщиков и общего числа операций с финансовыми услугами. Российское законодательство в связи со вступлением в ВТО за период 2011-2012 годов расширило объемы регулирования рынка ценных бумаг, конкуренции на финансовых рынках, инвестиционных фондов, кредитно-расчетных, страховых, клиринговых, депозитарных и иных финансовых услуг, 
Наиболее сложными  моментами  согласования норм ВТО о торговле финансовыми услугами  и  норм российского права в этой сфере  являются следующие:
- ограничения и изъятия из обязательств по ГАТС в части торговли финансовыми услугами не дают четких гарантий, что деятельность отечественных субъектов финансовых рынков не подпадет под ограничительные меры  Соглашения о субсидиях и компенсационных мерах и Соглашения по торговым аспектам инвестиционных мер (ТРИМС), которые направлены на предотвращение недобросовестной конкуренции в торговле финансовыми услугами; пределы и критерии  недопустимых и допустимых субсидий очень размыты, неясно какие именно субсидии в торговле финансовыми услугами  оказывают неблагоприятное воздействие на члена ВТО.
 - хотя под влиянием ВТО формируется как договорный, так и  обычный унифицированный  режим торговли финансовыми услугами, в российском праве отсутствует «системная ориентация» на признание обычаев торговли финансовыми услугами,  слабо идет их  имплементация в российское право;
    - возникает необходимость гармонизации и унификации  государствами на межправительственном уровне материально-правовых и коллизионно-правовых норм торговли  трансграничными финансовыми услугами.

 

 

главная | структура | комитеты | издания рамп | присоединение | новости | контакты | ссылки