Петрова Галина Владиславовна
Руководитель Центра международно-правового и законодательного регулирования финансовых рынков
ФГБУ НИФИ Минфина России
доктор юридических наук, профессор
Адрес: Москва, Настасьинский переулок , д.3 строение 2 +7 985 646 32 40
Международно-правовые нормы о торговле финансовыми услугами в праве ВТО и их имплементация в российское право
(краткое содержание доклада 25.04.2013 ИЗиСП)
Финансовые услуги не выделены в самостоятельную, обособленную группу услуг Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС) в рамках Всемирной Торговой Организации (ВТО): они являются интегрированной частью группы «Банковские и другие финансовые услуги (исключая страхование)», которая в свою очередь относится к более крупной категории – разделу «Финансовые услуги». В рамках ГАТС имеются специфические права и обязательства по доступу на рынок финансовых услуг. Если член ВТО не воспользовался предоставленным ему правом на изъятия, считается, что он отказался от ограничения числа поставщиков и общего числа операций с финансовыми услугами. Российское законодательство в связи со вступлением в ВТО за период 2011-2012 годов расширило объемы регулирования рынка ценных бумаг, конкуренции на финансовых рынках, инвестиционных фондов, кредитно-расчетных, страховых, клиринговых, депозитарных и иных финансовых услуг,
Наиболее сложными моментами согласования норм ВТО о торговле финансовыми услугами и норм российского права в этой сфере являются следующие:
- ограничения и изъятия из обязательств по ГАТС в части торговли финансовыми услугами не дают четких гарантий, что деятельность отечественных субъектов финансовых рынков не подпадет под ограничительные меры Соглашения о субсидиях и компенсационных мерах и Соглашения по торговым аспектам инвестиционных мер (ТРИМС), которые направлены на предотвращение недобросовестной конкуренции в торговле финансовыми услугами; пределы и критерии недопустимых и допустимых субсидий очень размыты, неясно какие именно субсидии в торговле финансовыми услугами оказывают неблагоприятное воздействие на члена ВТО.
- хотя под влиянием ВТО формируется как договорный, так и обычный унифицированный режим торговли финансовыми услугами, в российском праве отсутствует «системная ориентация» на признание обычаев торговли финансовыми услугами, слабо идет их имплементация в российское право;
- возникает необходимость гармонизации и унификации государствами на межправительственном уровне материально-правовых и коллизионно-правовых норм торговли трансграничными финансовыми услугами.